Педагогам

Опросник исследования уровня субъективного контроля (УСК)

Инструкция: Вам предлагается 44 утверждения, которые описывают различные способы интерпретации человеком наиболее часто встречающихся социальных ситуаций. Внимательно прочитайте каждое утверждение, оцените степень своего согласия или несогласия и проставьте в бланке для ответов цифру, соответствующую вашему выбору:


+3 — полностью согласен

+2 — согласен

+1 — скорее согласен, чем не согласен

–1 — скорее не согласен, чем согласен

–2 — не согласен

–3 — полностью не согласен

Старайтесь использовать весь диапазон оценок.

Бланк для ответо

Фамилия, имя, отчество ____

  1. Успешность в учебе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от личных способностей и усилий.
  2. В семье чаще всего ссорятся и разводятся из-за того, что не захотели приспособиться друг к другу.
  3. Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь
  4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим
  5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
  6. Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
  7. Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
  8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
  9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность
  10. Мои отметки в школе больше зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу
  11. осуществить их.
  12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
  13. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.
  14. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
  15. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
  16. Мои отметки в школе больше всего зависят от моих усилий и степени подготовленности.
  17. В ссорах с родителями (братьями, сёстрами) я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
  18. Жизнь людей зависит от стечения обстоятельств.
  19. Мне больше нравятся уроки тех учителей, у которых можно самостоятельно определять, что и как делать.
  20. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
  21. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
  22. В конце концов, за плохие показатели успеваемости класса ответственны сами ученики этого класса.
  23. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
  24. Если очень захочу, я смогу расположить к себе любого.
  25. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
  26. То, что со мной случается, — дело моих рук.Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе
  27. Ученик, который не смог добиться успеха в своей учебе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.
  28. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего я хочу.
  29. В неприятностях и неудачах, происходивших в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
  30. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
  31. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
  32. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
  33. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
  34. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
  35. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
  36. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
  37. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
  38. В семейной жизни бывают ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
  39. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
  40. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
  41. Большинство неудач в моей жизни произошло от незнания или лени и мало зависели от везения или невезения.

Обработка результатов

Обработка результатов тестирования проводится в несколько этапов. Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. Сначала с помощью ключей производится подсчет баллов по каждой шкале (простым суммированием). При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» — с обратным знаком.

Ключи к шкалам

Шкала

«+»

«–»

Σ

Ио

2; 4; 11; 12; 13; 15; 16; 17;, 19; 20; 22; 25; 27; 29; 31; 32; 34; 36; 37; 39; 42; 44

1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43


Ид

12; 15; 27; 32; 36; 37

1; 5; 6; 14; 26; 43


Ин

2; 4; 20; 31; 42; 44

7; 24; 33; 38; 40; 41


Ис

2; 16; 20; 32; 37

7; 14; 26; 28; 41


Ип

19; 22; 25; 31; 42

1; 9; 10; 24; 30


Им

4; 27

6; 38


Из

13; 34

3; 23


2.«Сырые» баллы переводятся (Σ) в стены.

Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки

Стены

«Сырые» баллы

Ио
интервал

Ид
интервал

Ин
интервал

Ис
интервал

Ип
интервал

Им
интервал

Из
интервал

от

до

от

до

от

до

от

до

от

до

от

до

от

до

1

-132

-14

-36

-11

-36

-8

-30

12

-30

-5

-12

-7

-12

-6

2

-13

-3

-10

-7

-7

-4

-11

-8

-4

-1

-6

-5

-5

-4

3

-2

0

-6

-3

-3

0

-7

-5

0

3

-4

-3

-3

-2

4

10

21

-2

1

1

4

-4

-1

4

7

-2

-1

-1

0

5

22

32

2

5

5

7

0

3

8

11

0

1

1

2

6

33

44

6

9

8

11

4

6

12

15

2

4

3

4

7

45

56

10

14

12

15

7

10

16

19

5

6

5

6

8

57

68

15

18

16

19

11

13

20

23

7

8

7

8

9

69

79

19

22

20

23

14

17

24

27

9

10

9

10

10

80

132

23

36

24

36

18

30

28

30

11

12

11

12


Выраженные в стенах результаты сопоставляются с нормой (5,5 стенов). Показатель выше 5,5 стенов свидетельствует об интернальном типе контроля в данной области, ниже 5,5 — об экстернальном.

Результаты также могут быть представлены в виде графика или в виде профиля.

Интерпретация полученных результатов

В психологическом отношении человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, общительностью, высоким самоконтролем и сдержанностью. Человек с низким субъективным контролем эмоционально неустойчив, склонен к неформальному поведению, малообщителен, у него плохой самоконтроль и высокая напряженность.

Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни — результат их собственных действий, что они могут ими управлять. Они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Испытуемые с низким уровнем субъективного контроля не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни. Они не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей.

Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем. Низкий показатель по шкале свидетельствует о том, что человек приписывает свои успехи и достижения обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокий показатель по этой шкале отражает развитое чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкий показатель свидетельствует о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

Шкала интернальности в области семейных отношений (Ис). Высокий показатель Ис означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий показатель Ис указывает на то, что субъект считает своих партнеров ответственными за возникающие в его семье ситуации.

Шкала интернальности в области школьных отношений (Ип). Высокий показатель по этой шкале говорит о том, что в организации своей производственной деятельности человек полагается в основном на себя. Он считает, что может влиять на свои отношения с коллегами, управлять ими и нести за них ответственность; думает, что его профессиональная карьера, продвижение по службе зависят в большей степени от него самого, чем от других людей или от внешних сил. Низкий показатель свидетельствует о том, что человек имеет склонность не брать на себя ответственность за свои профессиональные успехи и неудачи. Такой человек считает, что не он сам, а кто-то другой — начальство, коллеги, везение и др. — определяют все, что с ним происходит в этой области.

Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий показатель Им свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий показатель , напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокий показатель свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем по этой шкале считает болезнь результатом случая и надеется, что выздоровление придет в результате действий других, прежде всего — врачей.

Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом за­висит от его действий.

Человек с низкими показателями по этой шкале считает болезнь и здоровье результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других лю­дей, прежде всего врачей.

Для профессиональной диагностики наиболее информативными являются результаты по шкале интернальности в производственных отношениях (Ип). Результаты по другим шкалам дают возможность построить многомерный профиль. Поскольку большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций, то и особенности субъективного контроля также могут изменяться у человека в зависимости от того, представляется ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.д.

Уровень субъективного контроля повышается в результате проведения психологической коррекции. При этом следует помнить, что интерналы предпочитают недирективные методы психологической коррекции; а экстерналы как личности с повышенной тревожностью, подверженные депрессиям, субъективно более удовлетворены поведенческими методами.

Для профессиональной диагностики наиболее информативными являются результаты по шкале интернальности в производственных отношениях (Ип). Результаты по другим шкалам дают возможность построить многомерный профиль. Поскольку большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций, то и особенности субъективного контроля также могут изменяться у человека в зависимости от того, представляется ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д.

Уровень субъективного контроля повышается в результате проведения психологической коррекции. При этом следует помнить, что интерналы предпочитают недирективные методы психологической коррекции; а экстерналы как личности с повышенной тревожностью, подверженные депрессиям, субъективно более удовлетворены поведенческими методами.