Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Рекомендации психолога. Воспитание и обучение детей с разным типом темперамента.

http://dtdmbratsk.ru/parents/sovet/475/

Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию и обучению детей с разным типом темперамента

Психологические особенности обучающихся с разным типом нервной системы

Дети холерического темперамента:

  • Активны, быстро берутся за дело и доводят его до конца.
  • Любят массовые игры и соревнования, часто сами организуют их.
  • Активны на уроке, легко включаются в работу.
  • Им трудно совершать деятельность, требующую плавных движений, медленного и спокойного темпа.
  • Проявляют нетерпение, резкость движений, порывистость, поэтому он может сделать много ошибок, неровно писать буквы, не дописывать слова и т.д.
  • Несдержанны, вспыльчивы, неспособны к самоконтролю в эмоциогенных обстоятельствах.
  • Обидчивы и гневливы, состояния обиды и гнева могут быть устойчивыми и продолжительными.

Рекомендации педагогам и родителям:

  • Вырабатывать у ребенка умение тормозить себя, нежелательные реакции.
  • Надо постоянно и настойчиво требовать спокойных и обдуманных ответов, спокойных и нерезких движений.
  • Воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми.
  • В трудовой деятельности воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе.
  • Поощрять инициативность.
  • Говорить подчеркнуто спокойным, тихим голосом.

Занятия и увлечения. Главное - повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта - это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства, чаще бывайте с ним на природе и не забывайте о том, что, предоставленный сам себе, бесстрашный холерик может запросто попасть в неприятное приключение. Лучше уж исследуйте незнакомые места вместе с ним.

Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, помогите ему осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз - лучше меньше, да лучше! Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы он проверял свою работу и доделывал ее до конца. Старайтесь не раздражаться, если он отвлекается, и всячески поощряйте любое проявление старательности и терпения. Учите его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану.

Общение. Особенно важно научить его налаживать отношения в коллективе - вы ведь не можете быть рядом с ним постоянно. Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, разбирайте с ним конфликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы, проговаривайте варианты верного поведения.

Самоконтролю поможет и элементарный СЧЕТ про себя, и дыхательная гимнастика. Покажите ему способ выхода накопившихся эмоций - пусть колотит спортивную грушу, бросает в угол подушку: все лучше, чем срывать гнев на людях.

Его стремление быть первым тоже можно использовать в мирных целях. Дайте ему роль объясняющего, учителя, и у вас будет хороший шанс, играя на самолюбии лидера, приучить его быть более терпеливым и внимательным. Только не пускайте это на самотек - постоянно подчеркивайте, что взрослый, опытный человек умеет контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей.

Ребенок-холерик любит читать о героических подвигах и приключениях - восхищайтесь выдержкой, терпением и дальновидностью его любимых персонажей, покупайте книги, где герои побеждают именно за СЧЕТ силы воли и умения ладить с окружающими людьми. Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример "хорошего мальчика Васю", это вызовет только злость.

Вы узнали в этом описании свое чадо? Тогда наберитесь терпения и постарайтесь понять, что холерик и сам бы рад научиться держать себя в руках - помогите ему.

Дети-сангвиники

  • Отличаются большой живостью.
  • Всегда готовы принять участие в любом деле и часто берутся сразу за многое.
  • Могут быстро охладеть к начатому делу.
  • Принимают горячее участие в играх, но в процессе игры склонны постоянно менять свою роль.
  • Могут легко обидеться и заплакать, но обиды забывают быстро.
  • Слезы быстро сменяются улыбкой или смехом.
  • Эмоциональные переживания чаще неглубоки.
  • Подвижность нередко оборачивается отсутствием должной сосредоточенности, поспешностью, иногда поверхностностью.

Рекомендации педагогу:

  • Воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу.
  • Учить быть ответственным за свои обещания
  • Дать почувствовать преимущества верности в дружбе, в симпатиях.

Рекомендации педагогам и родителям: занятия и увлечения. Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в спорте они не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию. Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. С сангвиниками можно быть требовательным и, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.

Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребенок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.

Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.

Не позволяйте ему слишком часто пропускать занятия, если он посещает кружок, следите за тем, чтобы он не забывал про "мелочи" в работе, указывайте ему, насколько неряшливо и ненадежно выглядит его изделие, если оно выполнено без соблюдения "ненужных", по мнению ребенка, правил, терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок. И, конечно, хвалите его, радуйтесь его успехам, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда он еще больше продвинется в своих занятиях.

Общение. Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Попробуйте заинтересовать его занятиями в театральном кружке.

Ваш ребенок - как раз то самое "солнышко"? Тогда простите ему непостоянство - это не порок, а особенность темперамента. Помогите ему подкорректировать свой характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.

Дети флегматического темперамента

  • Чувства слабо выражены.
  • Спокойное и ровное поведение.
  • Малообщительные, никого не трогают, не задевают.
  • Если их вызывают на ссору, они обычно стараются ее избежать.
  • Не склонны к подвижным и шумным играм.
  • Не обидчивы и обычно не расположены к веселью.

Рекомендации педагогам и родителям:

  • Помочь преодолеть их некоторую леность.
  • Развивать большую подвижность и общительность.
  • Не допускать, чтобы они проявляли безразличие к деятельности, вялость, инертность.
  • Чаще заставлять работать на уроке.
  • Вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.

Занятия и увлечения. Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка - тише едешь, дальше будешь. Правда, время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.

Общение. Крайне важно научить его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Обсуждая, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения.

С другой стороны, если вовремя не показать флегматику, что существуют люди с другими взглядами на жизнь, он будет добиваться, чтобы окружающие методично соблюдали все те правила, которые установил для себя он сам. Упрямого зануду - вот кого вы рискуете вырастить, если не научите его терпимости. Такая "белая ворона" может и не расстроиться, если большинство сверстников не общаются с ним. Тех, кто не хочет жить так, как он, флегматик спокойно причислит к категории "неправильных" людей, и не будет переживать из-за отсутствия внимания к своей персоне. Поэтому часто у других людей больше проблем с флегматиком, чем у флегматика с ними. Помогите ему научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.

Дети с меланхолическим темпераментом

  • Ведут себя тихо и скромно, часто смущаются, когда к ним обращаются с вопросами.
  • Их нелегко развеселить или обидеть, но вызванное чувство обиды у них сохраняется долго.
  • Они не сразу берутся за работу или включаются в игру, но если возьмутся за какое-либо дело, то проявляют в этом постоянство и устойчивость.

Рекомендации педагогам и родителям:

  • Мягкость, тактичность, чуткость и доброжелательность в отношениях с этими детьми.
  • На уроках чаще спрашивать, создавая во время ответа спокойную обстановку.
  • Большую роль играют одобрение, похвала, подбадривание, что способствует укреплению веры в себя.
  • Развивая работоспособность, помнить, что эти ребята быстро переутомляются.
  • Развивать общительность.

Занятия и увлечения. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Помогите ему включиться в игру, научите его знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Убедите его, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом - "Людям свойственно ошибаться".

Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите его за то, что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его внимание на результат деятельности, а не на оценку. Просите продемонстрировать вам его достижения, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах.

Научите его воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам, спокойно разберите без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудите, как действовать в следующий раз. Поручайте ему дела, с которыми он наверняка справится и результат которых сможет оценить как можно больше окружающих. Если он рисует, сделайте с ним смешную стенгазету для школьного праздника, играет - выучите с ним популярную песню; попросите учительницу прочитать перед всем классом его лучшее сочинение, если он хорошо пишет... Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач.

Общение. Такие дети чаще всего чувствуют себя "белой вороной" в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно ВОЙТИ в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте, что вам очень интересно слушать его рассказы о себе, его мысли об окружающем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него.
Если меланхолик чувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра, эдакого серого кардинала, и пользоваться уважением за свою выдумку и изобретательность.

Роль дополнительного образования в развитии личности ребенка. Директор ДШИ №3 "Младость"- Александрова Н.Ю.

«Будущее человечество сидит сейчас за партой,

оно еще очень наивно, доверчиво,

чистосердечно, оно целиком в наших взрослых руках.

Какими мы сформируем их, наших детей,- такими они и будут.

И не только они. Таким будет и общество через 30- 40 лет,

общество построенное ими по тем представлениям,

которые мы у них создадим»

Неменский Б.Н.


В настоящее время происходят существенные изменения в содержательной части системы дополнительного образования детей. Новые тенденция развития общества требует новых педагогических систем, которые бы стали фундаментальной основой этого развития. В педагогических коллективах начался процесс поиска новых форм обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На мой взгляд, дополнительное образование переживает третий виток развития. Первый- это музыкальные школы с их традиционным классическим образованием, обеспечивающим учащимся получение качественных знаний, умений и навыков в конкретных областях или предмете. Второй- создание общеэстетических отделений, клубов по месту жительства прочих досуговых учреждений, где ребенок мог бы с интересом и пользой проводить время. Безусловно, обе формы актуальны и имеют право на существование на сегодняшний день. Вместе с тем, возникает проблема не только обучения и воспитания, но и развития, и, возможно, психологической помощи учащимся.

Проблема эмоционального благополучия принадлежит к числу наиболее актуальных проблем педагогики развития личности. Современный темп жизни ведет к колоссальным перегрузкам человека - физическим, психологическим, социальным. Особенно болезненно это а сказывается на здоровье детей.

Анализ данных о состоянии здоровья юных рРоссиян за последние 20 лет, проведенный медиками, неутешителен: половина детей младшего школьного возраста и более 80% старшеклассников имеют хронические заболевания, растет число отклонений в психическом здоровье учащихся. В современных условиях назрела необходимость в разработке и использовании педагогических технологий, доступных для освоения учителем, интересных и эффективных в работе с детьми. Названным условиям отвечает феномен арт.- терапии, который полностью соответствует все возрастающей потребности в мягком, экологическом подходе к проблемам ребенка. Разработаны и существуют достаточно эффективные методы, направленные на расширение и обогащение доступных ребенку эмоциональных переживаний, на формирование у него такого мировосприятия, которое помогло бы ему быть здоровым и счастливым. Эти методы основаны на адаптогенных, оздоравливающих, коррекционных возможностях искусства. Подчеркну, что арт.- терапевтические методики могут быть адаптированы учителем к конкретным задачам и условиям работы. Было бы неправильным рассматривать такую деятельность как непременно имеющую ту или иную связь с «лечением» или психотерапией: она может иметь образовательную, развивающую направленность или быть связанной с раскрытием творческого потенциала учащихся, развитием у них эстетических и познавательных потребностей.

Наиболее оптимальные условия для развития и оздоровления детей средствами искусства сложились в учреждениях дополнительного образования. Именно в дополнительном образовании детей широко используются те виды деятельности (хореография, музыка, ИЗО, театр, вокал, фольклор), который по своей природе обладают развивающим и оздоравливающим потенциалом. Синтез таких искусств позволяет реализовывать в учебно-воспитательном процессе эстетические потребности ребенка и педагога. В процессе занятий с элементами арт.- терапии ослабляется эмоциональная отягощенность детей, происходит урегулирование их эмоциональных состояний, у учащихся формируются такие качества, как уверенность в себе, активность, развивается мотивация на дальнейшее обучение и самоактуализацию, формируются эстетические и познавательные потребности. Безусловно, на сегодняшний день предъявляются все большие требования к учителю, и как к профессионалу своего дела, и как к личности. По мысли Выготского Л. С., развивается не сам по себе изолированно взятый ребенок, а целостная система взаимодействий «ребенок- взрослый». Идея сотрудничества одна из самых популярных в современной педагогике. В школе упоминаются разные сферы сотрудничества: «учитель- ученик», «учитель- учитель», «ученик- ученик», но что интересно, почти никогда не упоминается сфера «учитель- родитель» или «родитель- ученик». Почему то сложилось так, что под данным углом зрения обучение и развитие ребенка рассматривается очень редко, хотя для ребенка естественной средой общения является семья. Максимально приблизить родителей к школе- главная задача педагога, поскольку развитие ребенка напрямую зависит от уровня развития личности родителя и учителя.

На базе ДШИ№3 Промышленного района г. Самары создана лаборатория практической арт.- терапии, целью которой является развитие личностной и эмоциональной сферы учащихся средствами арт.- терапии. Важной составляющей практической деятельности лаборатории являются занятия, семинары, тренинги, на которых присутствуют родители вместе с детьми. Работают совместные группы арт.- терапевтической и психо- коррекционной направленности. Совместная деятельность активизирует родителей, приобщает их к происходящим событиям в школе, дает возможность для более чутких отношений со своим ребенком.



Использование арттерапевтических методик в дополнительном образовании детей.Швецкова Виктория Юрьевна, заместитель директора по НМР ДШИ № 3 «Младость» г.о. Самара

В настоящее время происходят существенные изменения в содержательной части системы дополнительного образования детей. Новые тенденции развития общества требуют новых педагогических систем, которые бы стали фундаментальной основой этого развития. В педагогических коллективах начался процесс поиска новых форм обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На мой взгляд, эстетическое образование детей переживает третий виток развития. Первый- это музыкальные школы с их традиционным классическим образованием, обеспечивающим учащимся получение качественных знаний, умений и навыков в конкретных областях или предмете. Второй- создание общеэстетических отделений, клубов по месту жительства, прочих досуговых учреждений, где ребенок мог бы с интересом и пользой проводить время. Безусловно, обе формы актуальны и имеют право на существование на сегодняшний день. Вместе с тем, возникает проблема не только обучения и организации досуга, но и развития, и даже психологической помощи учащимся.

На наш взгляд, наиболее оптимальные условия для развития и оздоровления детей средствами искусства сложились в таких учреждениях дополнительного образования детей, как детские школы искусств. Именно в этих учреждениях широко используются те виды деятельности (хореография, музыка, ИЗО, театр, вокал, фольклор), которые по своей природе обладают развивающим и оздоравливающим потенциалом.

Проблема эмоционального благополучия принадлежит к числу наиболее актуальных проблем педагогики развития личности. Современный темп жизни ведет к колоссальным перегрузкам человека - физическим, психологическим, социальным. Особенно болезненно это сказывается на здоровье детей. Анализ данных о состоянии здоровья юных россиян за последние 20 лет, проведенный медиками, неутешителен: половина детей младшего школьного возраста и более 80% старшеклассников имеют хронические заболевания, растет число отклонений в психическом здоровье учащихся. Даже здоровые дети по данным ВОЗ нуждаются в особом, бережном подходе, т.к. каждая третья девочка и мальчик причислены специалистами к категории «нервных» детей, т.е. детей, страдающих психологическими расстройствами, такими как: неврозы, фобии, трудности в контакте со сверстниками, взрослыми, либо проблемами, связанными с пониженной самооценкой и социальной референтностью (значимостью), выливающимися в «скрытые» формы психосоматических расстройств – аллергии, заболевания ЖКТ, частые простуды, падение иммунитета – болезни, имеющие в большей половине случаев причиной возникновения психологический дискомфорт ребенка.

Помочь таким детям могут психологи, медики и, конечно, педагоги - люди, которые общаются с такими детьми практически ежедневно. В современных условиях назрела необходимость в разработке и использовании образовательных технологий, доступных для освоения педагогом, интересных и эффективных в работе с детьми. Названным условиям отвечает феномен арттерапии, который полностью соответствует все возрастающей потребности в мягком, экологическом подходе к проблемам ребенка. Разработаны и существуют достаточно эффективные методы, направленные на расширение и обогащение доступных ребенку эмоциональных переживаний, на формирование у него такого мировосприятия, которое помогло бы ему быть здоровым и счастливым. Эти методы основаны на адаптогенных, оздоравливающих, коррекционных возможностях искусства. Подчеркну, что арттерапевтические методики могут быть адаптированы педагогом к конкретным задачам и условиям работы. Было бы неправильным рассматривать такую деятельность как непременно имеющую ту или иную связь с «лечением» или психотерапией: она может иметь образовательную, развивающую направленность или быть связанной с раскрытием творческого потенциала учащихся, развитием у них эстетических и познавательных потребностей. В процессе занятий с элементами арттерапии ослабляется эмоциональная отягощенность детей, происходит урегулирование их эмоциональных состояний, у детей формируются такие качества, как уверенность в себе, активность, развивается мотивация на дальнейшее обучение и самоактуализацию, формируются эстетические и познавательные потребности.

Отрадно, что с этого года актуальность данного направления осознается и поддерживается на государственном уровне: правительством РФ и Московским центром развития межличностных коммуникаций разработана и запущена в реализацию программа «Школа без стресса. Телесноориентированные методы». Программа разработана ведущими специалистами Москвы в области психологии и педагогики, осуществляется при личной поддержке и под патронажем Л.Путиной и серьезно инвестируется государством. На данный момент обучаться по ней возможно только в Москве и Калининграде.

В Самаре это направление уже 8-ой год активно разрабатывается на базе ДШИ №3 «Младость». В рамках Городской экспериментальной площадки, курируемой ЦРО Департамента образования г.о. Самара, создана лаборатория практической арттерапии, целью которой является разработка оптимальной модели учреждения дополнительного образования детей и подростков, эффективно сочетающего в своей работе традиционные и инновационные (здоровьесберегающие) методы и технологии обучения и воспитания учащихся. Важнейшие задачи лаборатории — развитие сотрудничества со специалистами в области арттерапии, внедрение в образовательную практику современных арттерапевтических методик, проектирование и апробация инновационных образовательных программ с элементами арттерапии, разработка системы мероприятий по обмену опытом и обучению специалистов в области арттерапии и др.

Важной составляющей практической деятельности лаборатории является введение системы диагностики учащихся ДШИ, осуществляемой по трем направлениям - визуальной, социофизиологической и психологической. На основе полученных данных предполагается последующая разработка индивидуальных и групповых арттерапевтических консультаций психокоррекционной направленности.

Предметная специфика ДШИ располагает широкими психо- и физиокоррекционными возможностями. Синтез таких искусств, как хореография, вокал, театр, фольклор, музыка, изобразительное искусство позволяют реализовывать в учебно-воспитательном процессе работу по телесноориентированной терапии, направленной на раскрепощение и самопознание ребенком своего физического и духовного «Я», психодраме, танцевально-двигательной терапии, использовании рисунка в диагностических и коррекционных целях, драматерапии (сказкотерапия и ролевая игра), цветотерапии и многим другим направлениям.

В 2010 год министерством образования и науки Самарской области ДШИ №3 присвоен статус областной стажерской площадки для работников системы дополнительного образования детей по теме «Современные и перспективные направления арттерапии в дополнительном образовании детей». В ДШИ № 3 проводятся обучающие семинары по всем видам арттерапии, в школе реализуется ряд авторских образовательных программ по данной тематике, получивших высокую оценку специалистов различных уровней. Педагоги ДШИ № 3 представляют свой инновационный опыт в методических сборниках и статьях. В учреждении регулярно проводится диагностика эффективности применяемых методик. Студенты психологических факультетов вузов города и области проходят практику в ДШИ № 3, а педагоги проводят творческие мастерские по арттерапии, участвуют и побеждают в конкурсах педагогического мастерства.

 Еще хотим довести до сведения педагогического сообщества, что в нашей школе планируется создание ассоциации педагогов - арттерапевтов. Что это за ассоциация? Мы хотим объединить педагогов, психологов, методистов, воспитателей, интересующихся инновациями в образовании. Если Вы используете в своей работе современные образовательные технологии, будь то арттерапевтические методы, методы развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии и т.п., приглашаем Вас к сотрудничеству. Мы всегда готовы поделиться своим опытом (методические разработки, сборники упражнений, авторские образовательные программы, видео - материалы по арттерапии).