Статьи

Роль дополнительного образования в развитии личности ребенка. Директор ДШИ №3 "Младость"- Александрова Н.Ю.

«Будущее человечество сидит сейчас за партой,

оно еще очень наивно, доверчиво,

чистосердечно, оно целиком в наших взрослых руках.

Какими мы сформируем их, наших детей,- такими они и будут.

И не только они. Таким будет и общество через 30- 40 лет,

общество построенное ими по тем представлениям,

которые мы у них создадим»

Неменский Б.Н.


В настоящее время происходят существенные изменения в содержательной части системы дополнительного образования детей. Новые тенденция развития общества требует новых педагогических систем, которые бы стали фундаментальной основой этого развития. В педагогических коллективах начался процесс поиска новых форм обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На мой взгляд, дополнительное образование переживает третий виток развития. Первый- это музыкальные школы с их традиционным классическим образованием, обеспечивающим учащимся получение качественных знаний, умений и навыков в конкретных областях или предмете. Второй- создание общеэстетических отделений, клубов по месту жительства прочих досуговых учреждений, где ребенок мог бы с интересом и пользой проводить время. Безусловно, обе формы актуальны и имеют право на существование на сегодняшний день. Вместе с тем, возникает проблема не только обучения и воспитания, но и развития, и, возможно, психологической помощи учащимся.

Проблема эмоционального благополучия принадлежит к числу наиболее актуальных проблем педагогики развития личности. Современный темп жизни ведет к колоссальным перегрузкам человека - физическим, психологическим, социальным. Особенно болезненно это а сказывается на здоровье детей.

Анализ данных о состоянии здоровья юных рРоссиян за последние 20 лет, проведенный медиками, неутешителен: половина детей младшего школьного возраста и более 80% старшеклассников имеют хронические заболевания, растет число отклонений в психическом здоровье учащихся. В современных условиях назрела необходимость в разработке и использовании педагогических технологий, доступных для освоения учителем, интересных и эффективных в работе с детьми. Названным условиям отвечает феномен арт.- терапии, который полностью соответствует все возрастающей потребности в мягком, экологическом подходе к проблемам ребенка. Разработаны и существуют достаточно эффективные методы, направленные на расширение и обогащение доступных ребенку эмоциональных переживаний, на формирование у него такого мировосприятия, которое помогло бы ему быть здоровым и счастливым. Эти методы основаны на адаптогенных, оздоравливающих, коррекционных возможностях искусства. Подчеркну, что арт.- терапевтические методики могут быть адаптированы учителем к конкретным задачам и условиям работы. Было бы неправильным рассматривать такую деятельность как непременно имеющую ту или иную связь с «лечением» или психотерапией: она может иметь образовательную, развивающую направленность или быть связанной с раскрытием творческого потенциала учащихся, развитием у них эстетических и познавательных потребностей.

Наиболее оптимальные условия для развития и оздоровления детей средствами искусства сложились в учреждениях дополнительного образования. Именно в дополнительном образовании детей широко используются те виды деятельности (хореография, музыка, ИЗО, театр, вокал, фольклор), который по своей природе обладают развивающим и оздоравливающим потенциалом. Синтез таких искусств позволяет реализовывать в учебно-воспитательном процессе эстетические потребности ребенка и педагога. В процессе занятий с элементами арт.- терапии ослабляется эмоциональная отягощенность детей, происходит урегулирование их эмоциональных состояний, у учащихся формируются такие качества, как уверенность в себе, активность, развивается мотивация на дальнейшее обучение и самоактуализацию, формируются эстетические и познавательные потребности. Безусловно, на сегодняшний день предъявляются все большие требования к учителю, и как к профессионалу своего дела, и как к личности. По мысли Выготского Л. С., развивается не сам по себе изолированно взятый ребенок, а целостная система взаимодействий «ребенок- взрослый». Идея сотрудничества одна из самых популярных в современной педагогике. В школе упоминаются разные сферы сотрудничества: «учитель- ученик», «учитель- учитель», «ученик- ученик», но что интересно, почти никогда не упоминается сфера «учитель- родитель» или «родитель- ученик». Почему то сложилось так, что под данным углом зрения обучение и развитие ребенка рассматривается очень редко, хотя для ребенка естественной средой общения является семья. Максимально приблизить родителей к школе- главная задача педагога, поскольку развитие ребенка напрямую зависит от уровня развития личности родителя и учителя.

На базе ДШИ№3 Промышленного района г. Самары создана лаборатория практической арт.- терапии, целью которой является развитие личностной и эмоциональной сферы учащихся средствами арт.- терапии. Важной составляющей практической деятельности лаборатории являются занятия, семинары, тренинги, на которых присутствуют родители вместе с детьми. Работают совместные группы арт.- терапевтической и психо- коррекционной направленности. Совместная деятельность активизирует родителей, приобщает их к происходящим событиям в школе, дает возможность для более чутких отношений со своим ребенком.