Статьи

Использование арттерапевтических методик в дополнительном образовании детей.Швецкова Виктория Юрьевна, заместитель директора по НМР ДШИ № 3 «Младость» г.о. Самара

В настоящее время происходят существенные изменения в содержательной части системы дополнительного образования детей. Новые тенденции развития общества требуют новых педагогических систем, которые бы стали фундаментальной основой этого развития. В педагогических коллективах начался процесс поиска новых форм обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На мой взгляд, эстетическое образование детей переживает третий виток развития. Первый- это музыкальные школы с их традиционным классическим образованием, обеспечивающим учащимся получение качественных знаний, умений и навыков в конкретных областях или предмете. Второй- создание общеэстетических отделений, клубов по месту жительства, прочих досуговых учреждений, где ребенок мог бы с интересом и пользой проводить время. Безусловно, обе формы актуальны и имеют право на существование на сегодняшний день. Вместе с тем, возникает проблема не только обучения и организации досуга, но и развития, и даже психологической помощи учащимся.

На наш взгляд, наиболее оптимальные условия для развития и оздоровления детей средствами искусства сложились в таких учреждениях дополнительного образования детей, как детские школы искусств. Именно в этих учреждениях широко используются те виды деятельности (хореография, музыка, ИЗО, театр, вокал, фольклор), которые по своей природе обладают развивающим и оздоравливающим потенциалом.

Проблема эмоционального благополучия принадлежит к числу наиболее актуальных проблем педагогики развития личности. Современный темп жизни ведет к колоссальным перегрузкам человека - физическим, психологическим, социальным. Особенно болезненно это сказывается на здоровье детей. Анализ данных о состоянии здоровья юных россиян за последние 20 лет, проведенный медиками, неутешителен: половина детей младшего школьного возраста и более 80% старшеклассников имеют хронические заболевания, растет число отклонений в психическом здоровье учащихся. Даже здоровые дети по данным ВОЗ нуждаются в особом, бережном подходе, т.к. каждая третья девочка и мальчик причислены специалистами к категории «нервных» детей, т.е. детей, страдающих психологическими расстройствами, такими как: неврозы, фобии, трудности в контакте со сверстниками, взрослыми, либо проблемами, связанными с пониженной самооценкой и социальной референтностью (значимостью), выливающимися в «скрытые» формы психосоматических расстройств – аллергии, заболевания ЖКТ, частые простуды, падение иммунитета – болезни, имеющие в большей половине случаев причиной возникновения психологический дискомфорт ребенка.

Помочь таким детям могут психологи, медики и, конечно, педагоги - люди, которые общаются с такими детьми практически ежедневно. В современных условиях назрела необходимость в разработке и использовании образовательных технологий, доступных для освоения педагогом, интересных и эффективных в работе с детьми. Названным условиям отвечает феномен арттерапии, который полностью соответствует все возрастающей потребности в мягком, экологическом подходе к проблемам ребенка. Разработаны и существуют достаточно эффективные методы, направленные на расширение и обогащение доступных ребенку эмоциональных переживаний, на формирование у него такого мировосприятия, которое помогло бы ему быть здоровым и счастливым. Эти методы основаны на адаптогенных, оздоравливающих, коррекционных возможностях искусства. Подчеркну, что арттерапевтические методики могут быть адаптированы педагогом к конкретным задачам и условиям работы. Было бы неправильным рассматривать такую деятельность как непременно имеющую ту или иную связь с «лечением» или психотерапией: она может иметь образовательную, развивающую направленность или быть связанной с раскрытием творческого потенциала учащихся, развитием у них эстетических и познавательных потребностей. В процессе занятий с элементами арттерапии ослабляется эмоциональная отягощенность детей, происходит урегулирование их эмоциональных состояний, у детей формируются такие качества, как уверенность в себе, активность, развивается мотивация на дальнейшее обучение и самоактуализацию, формируются эстетические и познавательные потребности.

Отрадно, что с этого года актуальность данного направления осознается и поддерживается на государственном уровне: правительством РФ и Московским центром развития межличностных коммуникаций разработана и запущена в реализацию программа «Школа без стресса. Телесноориентированные методы». Программа разработана ведущими специалистами Москвы в области психологии и педагогики, осуществляется при личной поддержке и под патронажем Л.Путиной и серьезно инвестируется государством. На данный момент обучаться по ней возможно только в Москве и Калининграде.

В Самаре это направление уже 8-ой год активно разрабатывается на базе ДШИ №3 «Младость». В рамках Городской экспериментальной площадки, курируемой ЦРО Департамента образования г.о. Самара, создана лаборатория практической арттерапии, целью которой является разработка оптимальной модели учреждения дополнительного образования детей и подростков, эффективно сочетающего в своей работе традиционные и инновационные (здоровьесберегающие) методы и технологии обучения и воспитания учащихся. Важнейшие задачи лаборатории — развитие сотрудничества со специалистами в области арттерапии, внедрение в образовательную практику современных арттерапевтических методик, проектирование и апробация инновационных образовательных программ с элементами арттерапии, разработка системы мероприятий по обмену опытом и обучению специалистов в области арттерапии и др.

Важной составляющей практической деятельности лаборатории является введение системы диагностики учащихся ДШИ, осуществляемой по трем направлениям - визуальной, социофизиологической и психологической. На основе полученных данных предполагается последующая разработка индивидуальных и групповых арттерапевтических консультаций психокоррекционной направленности.

Предметная специфика ДШИ располагает широкими психо- и физиокоррекционными возможностями. Синтез таких искусств, как хореография, вокал, театр, фольклор, музыка, изобразительное искусство позволяют реализовывать в учебно-воспитательном процессе работу по телесноориентированной терапии, направленной на раскрепощение и самопознание ребенком своего физического и духовного «Я», психодраме, танцевально-двигательной терапии, использовании рисунка в диагностических и коррекционных целях, драматерапии (сказкотерапия и ролевая игра), цветотерапии и многим другим направлениям.

В 2010 год министерством образования и науки Самарской области ДШИ №3 присвоен статус областной стажерской площадки для работников системы дополнительного образования детей по теме «Современные и перспективные направления арттерапии в дополнительном образовании детей». В ДШИ № 3 проводятся обучающие семинары по всем видам арттерапии, в школе реализуется ряд авторских образовательных программ по данной тематике, получивших высокую оценку специалистов различных уровней. Педагоги ДШИ № 3 представляют свой инновационный опыт в методических сборниках и статьях. В учреждении регулярно проводится диагностика эффективности применяемых методик. Студенты психологических факультетов вузов города и области проходят практику в ДШИ № 3, а педагоги проводят творческие мастерские по арттерапии, участвуют и побеждают в конкурсах педагогического мастерства.

 Еще хотим довести до сведения педагогического сообщества, что в нашей школе планируется создание ассоциации педагогов - арттерапевтов. Что это за ассоциация? Мы хотим объединить педагогов, психологов, методистов, воспитателей, интересующихся инновациями в образовании. Если Вы используете в своей работе современные образовательные технологии, будь то арттерапевтические методы, методы развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии и т.п., приглашаем Вас к сотрудничеству. Мы всегда готовы поделиться своим опытом (методические разработки, сборники упражнений, авторские образовательные программы, видео - материалы по арттерапии).